Основным общественным транспортом в России являются городские автобусы,
которые ежедневно перевозят миллионы пассажиров. И если с автобусами в
населенных пунктах еще как-то состязается за пассажиров городской
электротранспорт и метро, то на пригородных маршрутах у них практически нет
конкурентов. Пригородные электрички не в счет, ибо сеть автомобильных дорог
намного более развита в нашей стране, чем пути железнодорожного сообщения. На
междугородных и международных маршрутах автобусы также пользуются у пассажиров
большой популярностью, так как предлагают за весьма умеренную плату
относительно высокий комфорт.
До недавнего времени парк автобусов
государственных организаций и коммерческих структур состоял из машин различной
вместимости торговых марок Volvo, Scania, Man, Mercedes, МАЗ, ПАЗ и ЛиАЗ. Однако, в
последние несколько лет на рынке активно работают компании, предлагающие
китайские автобусы JAC, Yutong и King Long приличного качества по адекватной
цене. Соответственно переформатировался и рынок запчастей для автобусов,
приличную долю которого занимают заменяемые детали, узлы и агрегаты для
китайских марок.
Марки автобусов, запчасти для которых наиболее востребованы
Особенности рынка запчастей для автобусов
В настоящее время на российском рынке запчастей для автобусов популярных марок
значительная доля продукции приходится на оригинальные и неоригинальные новые
комплектующие. Примерно четвертая часть рынка запчастей — это бывшие в употреблении
узлы, агрегаты и сменные детали, которые еще можно эксплуатировать какое-то
время без риска поломки автобуса. Среди так называемых вторичных запчастей
преобладают ветровые стекла, сиденья и другие элементы салона автобуса, а также
детали, для которых характерна низкая степень износа даже при длительной и
интенсивной эксплуатации машины.
Первичный и вторичный рынок запчастей для автобусов
Как правило, трудностей с приобретением тех или иных
запчастей не существует. На рынке присутствуют сотни компаний различной
величины, предлагающие суммарно весь спектр подобной оригинальной и
неоригинальной продукции.
Популярные запчасти для китайский, российских и
европейских автобусов
Независимо от принадлежности к марке автобуса, наиболее
востребованными запчастями и заменяемыми деталями для пассажирских машин
являются:
масляные, топливные и воздушные фильтры;
элементы тормозной системы;
компоненты двигателя внутреннего сгорания;
ремни вентилятора и генератора;
прокладки различного назначения;
элементы электрической части;
элементы электронной части;
отопители и детали кондиционеров.
Примечательно,
что доля запчастей для автобусов отечественных производителей практически равна
доле узлов, агрегатов и сменных деталей, предназначенных для машин иностранного
производства.
Доли рынка запчастей для импортных и отечественных автобусов
Значительная удаленность многих производителей запчастей для автобусов
популярных марок иностранного производства привела к появлению в России так
называемых серых комплектующих, доля которых постоянно растет. По словам
специалистов, полностью убрать с рынка запчастей для автобусов серый импорт
вряд ли получится. Однако, при определенной законодательной базе и изменении
структуры работы таможен, а также пунктов пограничного пропуска между странами
Евразийского экономического союза, можно значительно сократить ввоз в страну
серых комплектующих, узлов и агрегатов, среди которых немало запчастей
сомнительного качества.
Доли рынка запчастей для автобусов иностранного производства