В магазинах Мьянмы старые шины получают новую жизнь
Главная
→ Новости
→ В магазинах Мьянмы старые шины получают новую жизнь
08.08.2014
Воздух в
темной, закопченной комнате наполнен едким запахом резины. Аун Ньюнт и
полдюжины других работников трудятся здесь день и ночь, превращая выброшенные
шины в шлепанцы, ведра и дефицитные запчасти для подержанных автомобилей. Их страна
переживает, возможно, одно из самых замечательных преобразований за несколько
последних поколений, но торговля, которой они научились от своих отцов
десятилетия назад, кажется, сегодня настолько актуальна, как никогда.
Военное
правительство Мьянмы передало власть номинально гражданскому правительству три
года назад, открывая путь для политических и экономических реформ. При этом
подавляющее большинство страны - 60 миллионов человек остаются далеко за
пределами бедности. Для них нет ничего, что не имело бы ценности. Старые
грузовые шины превращаются в резиновые шайбы и втулки для автомобилей или на
рисовые мельницы. Детали машин, ведра и шлепанцы - самая популярная обувь в
сельских районах - являются «хитами продаж» у таких переработчиков шин как
Ньюнт. «Они особенно
популярны среди фермеров», с гордостью говорит 63-летний ремесленник,
разрезывая кусок использованной шины, которая вскоре будет подошвой сандалии. «Когда
большинство шлепанцев застревают в грязи, ремешки-застежки просто отрываются»,
объясняет он. «Но эти цельновырезанные остаются в целости и сохранности». Другой
рабочий, Тхве Оо, кивает. 47-летний мужчина занимается этой работой, с тех пор
как ему исполнилось 15 лет.
«Городской
народ» может подумать, что такая обувь уродлива, говорит Тхве Оо, «но она
дешевая (1,5 доллара) и крепкая. Вот что важно».
За полвека
диктатуры и самоизоляции, Мьянма превратилась из одной из самых богатых стран
юго-восточной Азии в одну из самых бедных. Предприятия были национализированы,
и все от зубной пасты до риса стало доступным лишь по карточкам. Только
несколько машин - все они принадлежат правящей элите - проезжают вдоль дорог, усеянных выбоинами. Именно поэтому
есть много использованных шин. Еще одна большая проблема - достать запчасти
почти невозможно. Покойный дядя
Чжи Тейн Вина - известный как Бо Тая, или Босс Шин - увидел эту необходимость и
воспользовался ею, превратив утилизацию шин в семейный бизнес.
Сегодня их
магазин является одним из почти десятка вдоль улиц на окраине крупнейшего
города страны, Янгон. Поскольку
экономика начинает развиваться, заводы появляются быстрее, чем когда-либо,
сказал Вин. Но по-прежнему довольно трудно достать запасные части для машин.
Это правда,
тоже, что из 300000 автомобилей, которые в настоящее время находятся на
дорогах, большинство подержанные. Им необходимы резиновые втулки и шайбы. Магазин Вина
получает большую часть своего сырья - в первую очередь огромные шины от тяжелых
грузовиков, тракторов и экскаваторов - от государственных ведомств и частных
компаний. Они получают
заказы не только от отдельных частных лиц и местных ремонтных мастерских, но и
от государственных фабрик и крупных частных предприятий. «Экономика
растет», говорит Чжи Тейн Вин, осторожно вырезая 7-дюймовым ножом из толстой
черной шины шайбу для машины. «Я не ожидаю спада в моем бизнесе в ближайшее
время».