Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания.
Системы охлаждения двигателей устанавливаются для поддержания постоянной температуры работающих двигателей, которая должна находиться в диапазоне 75-90 градусов. Именно в этом диапазоне температур происходит максимальное расширение всех движущихся деталей двигателя, что очень важно для оптимальной работы машины. Перегрев двигателя чреват чрезмерным увеличением размеров деталей, что ведет к заклиниванию двигателя. В тоже время, работа на не прогретом двигателе ведет к увеличенному перерасходу топлива и ускоренному износу деталей.
Особое значение эффективно работающая система охлаждения имеет для машин, работающих в городах, где нередки пробки, в которых приходится простаивать длительное время. Для решения проблем передвижения автобусов в условиях плотного городского потока машин, на автобусах устанавливаются мощные радиаторы с высокооборотным вентилятором и помпой, способной пропускать большие количества охлаждающей жидкости.
Конструктивной особенностью большинства автобусов является заднее расположение двигателя, что позволяет максимально освободить салон для пассажиров и одновременно избавиться от нагревания салона работающим двигателем. В таких условиях, медленно передвигающиеся по городским улицам автобусы испытывают возможность перегревания двигателя, что опасно не только для машины, но и создает негативные условия для пассажиров в автобусе.
Состав системы охлаждения двигателя
Вентилятор, который находится перед радиатором и создает принудительный поток воздуха, охлаждающего радиатор.
Радиатор представляет собой набор тонких трубок, по которым двигается охлаждающая жидкость. Радиатор имеет металлическую рубашку, состоящую из тонких металлических пластин, с помощью которых увеличивается охлаждаемая поверхность радиатора.
Водяная помпа, с помощью которой происходит перекачка большого объема охлаждающей жидкости.
Термостат, с помощью которого происходит включение вентилятора.
Расширительный бачок, в который переливается нагретая охлаждающая жидкость.
В систему охлаждения входит также система обогревания салона, однако она включается только водителем автобуса.
Способы улучшения охлаждения двигателя
Создание гибридных двигателей, которые автоматически выключаются при остановках, и самостоятельно заводятся от нажатия водителем педали газа. Старт машины происходит с помощью электродвигателя, который работает от аккумуляторной батареи.
Применение радиаторов большого объема с рубашкой, которая изготавливается из металлических ребер большой длины.
Применение охлаждающих жидкостей, способных поглощать большое количество тепла.