Коробка сцепления городского автобуса НефАЗ-5299 собрана на базе двигателей КАМАЗ модели 142. Автобус НефАЗ-5299 - это большой городской автобус на низкорамном шасси, собранный на базе компоновки КАМАЗ-5297. К сожалению, 8 цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом удовлетворяет экологические требования только до Евро–1, поэтому продажа такого автобуса за пределы страны связана с неразрешимыми экологическими проблемами. В нашей стране, автобус понемногу осваивается на городских улицах, а значит, его эксплуатация требует наличия большого количества запасных частей. Свое сухое двухдисковое фрикционное сцепление, автобус получил от грузового автомобиля КАМАЗ, модели 142. Гидравлический привод сцепления оснащен пневматическим усилителем, что делает его зависимым от атмосферного давления и городских дорог, однако невысокие скорости переключения пятиступенчатой коробки передач, позволяют водителю автобуса справляться с тяжелой машиной. Сцепление помогает производить плавное начало движения автобуса с места, и эффективно отсоединять двигатель от всей трансмиссии, во время переключения скоростей.
Проблемы, связанные со сцеплением
Пробуксовывание сцепления часто связано с попаданием масла на трущиеся поверхности фрикционных накладок. Для решения этой проблемы, нужно снять сцепление и промыть трущиеся поверхности фрикционных накладок, или поменять полностью ведомые диски.
Другой проблемой, вызывающей буксование сцепления, является излишнее истирание фрикционных накладок. Решением этой проблемы является замена стертых фрикционных накладок, или замена ведомых дисков, после чего необходимо производить регулирование привода сцепления.
Если сцепление автобуса «ведет», тогда возможны несколько причин:
Не обеспечение приводом сцепления нужной длины хода рычага вала вилки, выключающей сцепление. Возможными причинами могут стать попадание в гидравлическую систему воздуха и утечка рабочей жидкости, из-за чего происходит удлинение свободного хода привода сцепления. После проверки исправности привода, необходимо устранить неисправности.
Возможно коробление ведомого диска. Если ведомый диск невозможно выпрямить, его требуется заменить.
Значительное увеличение свободного хода педали пропадает после регулирования тросов и гидравлического привода.
Понижение уровня жидкости в главном цилиндре сцепления, также может изменить правильность работы сцепления.
Во время работы двигателя возможно заклинивания всего привода сцепления. Заклинивание происходит в результате набухания манжет гидравлического привода сцепления, и как результат, нарушение его герметичности. Набухание манжет возможно после применения не «родных» для КАМАЗА тормозных жидкостей, или использование уже загрязненных тормозных жидкостей. Перед заменой манжет, нужно промыть всю гидравлическую систему но Проблемы, связанные со сцеплением.вой тормозной жидкостью, типа «Нева».
При начале движения автобуса, и при переключении коробки скоростей, возможно отставание включения сцепления. Отставание возможно в двух случаях:
Значительного повышения вязкости рабочей жидкости в гидравлической системе, в результате сильного застывания. Для понижения вязкости рабочей жидкости, нужно слить, промыть и заново заполнить гидравлическую систему жидкостью «Нева».
Отставание включение сцепления возможно из-за заклинивания следящего поршня на пневматическом усилителе. Решается такая проблема простой заменой манжета на следящем поршне.