Использование автобусов в районах Севера и Крайнего Севера постоянно сопряжено с охлаждением их двигателей и салонов в ночное время, когда перевозки не осуществляются. Утром завести остывший мотор – это проблема, которая может привести к заклиниванию поршней и появлению трещин на корпусе. В результате неизбежен ремонт двигателя, который можно будет произвести после потепления, при наличии необходимых запасных частей. Выходом из такой тяжелой ситуации всегда считалась круглосуточная работа двигателя на холостом ходу, недостатком которой являлся ненормативный перерасход топлива. Использование автономных предпусковых обогревателей способно помочь водителям холодных районов страны в запуске двигателя в зимний период.
Устройство предпусковых обогревателей двигателя
Предпусковые обогреватели представляют собой двигатель с одной свечой, который интегрирован в систему охлаждения двигателя. По патрубкам в обогреватель подводится холодная охлаждающая жидкость, а на выходе получается подогретая жидкость, которая курсирует по своему кругу, включая радиатор, и производит нагревание двигателя.
Конструктивно обогреватель состоит из камеры сгорания, свечи, водяного и топливного насоса, а также блока автоматического управления. Блок управления подсоединяется к общей системе питания, и расходует энергию аккумулятора автобуса. После начала работы в камеру сгорания топливным насосом подается топливо, а на свечу горения – электрическое напряжение. Происходит возгорание топлива, которое разогревает теплообменник, по которому прогоняется остывшая охлаждающая жидкость. Постепенно разогреваясь, топливо переходит на возгорание от стенок камеры сгорания, и напряжение от аккумулятора для подачи электроэнергии на свечу отключается. Напряжение потребляется только для работы насосов.
Преимущества предпускового разогрева двигателя
Потребление топлива небольшим обогревателем составляет не более 0,5- 0,6 литров за час, тогда как потребление постоянно работающего на холостых оборотах двигателя автобуса может составить не менее 4-5 литров.
Включение обогревания можно осуществлять удаленным методом, например – от звонка с мобильного телефона, от звонка со стационарного телефона или от сигнала установленного таймера. После включения, обогреватель автоматически выйдет на заданный режим, и будет поддерживать необходимую температуру охлаждающей жидкости. В случае перегревания охлаждающей жидкости произойдет уменьшение подачи топлива, после чего температура в камере сгорания начнет падать.
Кроме обогревания двигателя, этим же обогревателем производится отогревание салона автобуса. Постепенное поднятие температуры в салоне вызывает нагревание воздуха, после чего нагреваются кресла салона, и оттаивает лед со стекол. К недостатку обогревания салона обогревателем относится необходимость задействовать стационарный вентилятор обогрева салона, на что используется энергия автобусного аккумулятора. Специальная автоматическая система позволяет первоначально производить обогрев двигателя, и только после выхода теплоносителя на оптимальную температуру, включать обогреватель в контур нагревания салона.
Кроме использования топливного бака автобуса, есть возможность установить собственный бак для обогревателя, что позволит облегчить расчет расхода топлива на заданный отрезок пути, и соответственно облегчит расчет себестоимости перевозок.
К недостаткам работы такого обогревателя относится потребление электроэнергии от аккумулятора автобуса, что при его длительном использовании может привести к обесточиванию автобуса.