В задачу автомобильного генератора входит выработка необходимого количества электрической энергии, достаточной для нормального функционирования всех систем автомобиля. Производительность генератора зависит не только от его конструктивных особенностей, достаточно часто на работу генератора оказывает влияние натяжение его привода – ремня генератора. Ремень передает генератору вращательное движение коленчатого вала, и для полноценного сцепления ремня со шкивами, необходимо поддерживать его достаточное натяжение.
Для передачи вращения между двумя шкивами со скоростью нескольких тысяч оборотов в минуту, ремень генератора изготавливается из армированной нитями эластичной резины. Резина, которая входит в состав ремня, помогает достичь необходимого трения, и кроме того, позволяет ремню немного растягиваться при установке и натяжении ремня.
Несмотря на кажущуюся простоту натяжения, ремень нельзя перетягивать, так как это вызывает искривление ведущего вала, что обычно сопровождается появлением посторонних скрипов. Однако недостаточное натяжение ремня еще более нежелательно, так как оно вызывает проскальзывание ремня на шкивах, в результате чего генератор не получат необходимую скорость вращения. Проверка правильности натяжения проверяется надавливанием на ремень генератора – по величине прогиба ремня судят о правильности его натяжения. Для каждого автомобиля существует своя предельно допустимая величина прогиба ремня.
У большинства автомобилей генератор с помощью болта крепится на большой дугообразной планке, ослабив гайку на которой, можно передвигать генератор вверх или вниз.
Регулировка натяжения ремня генератора.
Ослабляется гайка крепления генератора к дугообразной планке.
Производится отжимание генератора от двигателя с помощью специальной отжимной лопатки или с помощью древка деревянного молотка, который упирают в генератор.
Отодвинув генератор по дугообразной планке, необходимо затянуть крепящую гайку.
Просле затягивания гайки, необходимо проверить величину натяжения ремня, и если она не соответствует параметрам, ее следует уменьшить или увеличить.
Со временем ремень генератора меняет свои физические свойства – он ссыхается или растягивается, что ведет к необходимости дополнительной регулировки натяжения ремня. Кроме того, на ремень генератора могут попадать брызги масла или охлаждающей жидкости, что вызывает уменьшение трения и провоцирует проскальзывание ремня генератора. В такой ситуации ремень достаточно протереть сухой тряпкой для восстановления его работоспособности. Чистить ремень химически активными препаратами не рекомендуется, так как это вызывает разрушение ремня.