Когда мы говорим о временах
СССР, на ум сразу приходит мороженное, майские демонстрации и бессмертный
автобус «Икарус». Многое с тех пор кануло в лету, но не он. «Икарус»
благополучно дожил до наших дней и до сих пор горячо любим многими из нас.
Компания «Икарус» была
открыта в далеком 1895 году в Будапеште. Изначально это была простая кузнечная
мастерская, которая работала с единственным в то время транспортом - каретами.
Первого хозяина мастерской звали Умре Ури. В1920 году впервые мастерская стала
изготавливать кузова для автобусов. Через тринадцать лет фирма перешла по
наследству сыновьям владельца и стала называться ТОО «Братья Ури». Уже по
прошествии шести лет на заводе выпускали более тысячи автобусов.
Когда началась Вторая
мировая война, фирма занималась починкой автомобилей и прочей техники для нужд
Германии и занималась выпуском самолетов. После окончания, компания стала
производить технику для СССР. Начиная с 1947, года компания была
национализирована и отдана под центр тяжелой промышленности. Уже через четыре
года она объединилась с акционерным сообществом «Икарус», основанном ещё в 1916
году.
Своё имя фирма получила от мифического персонажа Икара, который мечтал долететь до солнца. Самая же компания стала заниматься изготовлением автомобилей и самолетов.
В конце концов, эти две
компании и представляли первый завод «Икарус». В 1984 году этот завод выпускал
уже более двухсот тысяч автобусов и специализировался именно на городских, международных автобусах и автобусах специального назначения. Главная часть
продукции шла на экспорт, и более девяноста процентов продукта покупал именно
Советский Союз.
После того, как страна
распалась, компания лишилась главного клиента и поэтому массовое изготовление
техники прекратилось. После этого фирма была разделена на части, и некоторые из
них закрылись. В девяностых годах первым остановился цех массовых серий в
Будапеште, после чего уменьшился выпуск автобусов в Секешфехерваре. Окончательная остановка деятельности произошла в 2007 году. Через три
года Габор Селеш начал опять восстанавливать работу «Икаруса», которое стало
производить ремонт, а также совершенствовать автобусы некоторых отдельных
моделей.
Наиболее удачный период в
работы завода был в шестидесятых годах двадцатого столетия, когда производство
насчитывало более 15 тысяч единиц техники в год. Они отправлялись согласно
договоренностям во многие страны Африки, где ходят и до сих пор. Некоторые
серии производились для Германии и Скандинавии. «Икарусы» есть даже в далеком
США и Канаде, Кубе и Китае.