Главная
→ Новости
→ Использование ретардеров на современных автобусах
27.10.2014
Проще
всего представляется современный европейский автобус, перевозящий счастливых туристов по извилистым серпантинам
горных районов Италии. Каждый новый поворот открывает новые очаровательные виды
на голубое Адриатическое море. Затяжной подъем и головокружительный спуск вниз.
Всегда возникают вопросы: «Как сорока тонная махина умудряется вписаться в
повороты?» и «Что чувствуют при этом пассажиры?» Видя на экранах телевизоров
спокойное лицо водителя автобуса, понимаешь, что дело безопасности такого
движения зависит не только от личного мастерства, но и от высокой степени
надежности тормозной системы.
Вспоминая
устройство отечественных автобусов, понимаешь, что они смогут пройти такой путь
не более двух - трех раз. После чего придется менять тормозные колодки. При
этом даже страшно представить лицо нашего водителя и лица пассажиров в салоне.
Причина такого спокойного спуска заключается в использовании дополнительного
тормозного устройства, которое называется ретардер. На отечественных магистралях оно мало
знакомо, хотя в мире используется уже более полувека.
Первые
ретардеры появились на железнодорожном транспорте в США. После локомотивов,
идею переняли большегрузные автомобили, а за ними автобусные линии, которые
обслуживают транс американские направления. Очень помогало устройство для езды
в Скалистых горах в зимний период. Постепенно дополнительное тормозное
устройство перекочевало в Европу.
Устройство
механизма ретардера
Принципиальной
задачей ретайдера является замедление движения большегрузного автомобиля на
длительном спуске. Сегодня различают схемы устройства - гидравлическая и
электрическая.
Гидравлический ретардер
Конструкция
предусматривает наличие неподвижного статора с лопастями и ротора с лопастями.
Применен
принцип работы полумуфт. В обычном режиме полость пустая и ротор свободно вращается,
но при спуске полость рутардера заполняется маслом, происходит торможение
ротора, которое связанное непосредственно трансмиссией замедляет ход.
Устройство имеет собственную систему подачи масла, а также имеет систему
принудительного охлаждения. На незначительных склонах устройство ретардера
малоэффективно, зато оно хорошо работает на крутых затяжных спусках.
К
важным положительным свойствам гидравлической конструкции ретардера относится
его незначительный (по сравнению с многотонным весом грузового автомобиля) вес
- до 85 килограмм.
Электрический ретардер
Состоит
из неподвижного статора в виде закрепленных под днищем автомобиля обмоток
электродвигателя. Роль ротора в таком устройстве выполняет карданный вал. В
момент торможения в обмотки электродвигателя подается электрическое напряжение,
которое создает обратный крутящий момент для вала. Вал замедляет вращение, что
вызывает общее торможение автомобиля. Температура ретардера поднимается до 600
градусов по Цельсию. Рабочей температурой считается - 250 градусов Цельсия,
поэтому в конструкции предусмотрено ограничение силы электрического тока, хотя
это ведет к увеличению тормозного пути. Электрическая конструкция ретардера
хорошо работает с самой первой минуты и на любых склонах.
Недостатком
считается ослабление торможения при перегревании электрических катушек.
Габариты
электрической конструкции ретардера значительны - они достигают нескольких сот
килограмм.
Крепление
Ретардеры
размещаются двумя способами:
1.
Перед коробкой передач. Недостатком является
прерывание торможения при переключении скоростей;
2.
За коробкой передач. Ретардеры с гидравлической
конструкцией интегрируются в коробку передач.
Недостатки
ретардеров
Главным
недостатком, который сильно ограничивает применение ретардеров на отечественном
рынке, является его большая (по нашим
меркам) стоимость. Она колеблется в диапазоне
4,5 - 5,0 тысяч Евро.