Коробка передач КАМАЗ применяется для целого ряда городских и междугородних автобусов, в частности для автобусов Лиаз и Нефаз. Благодаря первоначальному проектированию коробки передач под тяжелые грузовики, коробка передач для автобуса получилась хоть и массивной, однако достаточно надежной, чему способствовало применение дополнительного запаса прочности, изначально заложенного в коробках передач для тяжелых грузовиков.
Возможные дефекты деталей в коробке передач
Дефекты картера коробки передач:
Появление трещин на корпусе картера свидетельствует о неправильной эксплуатации автобуса, связанной с перегрузками двигателя, и соответственно, коробки передач. Удаление трещин в картере можно произвести с применением горячей сварки, во время которой необходимо проводить прогревание всего картера, или с помощью холодной сварки, которая проводится с помощью герметических клеев.
Повышенное изнашивание внутренних посадочных мест для установки подшипников и оси заднего хода, ремонтируется восстановлением посадочных мест подшипников методом железнения в электролите, с добавлением марганца. Другим способом изменения размера посадочных мест, является нанесение клеевого слоя на изношенные посадочные места, с последующей калибровкой посадочных размеров.
Изнашивание посадочных мест штифтов регулируется установкой штифтов больших размеров.
В ходе эксплуатации возможно повышенное изнашивание резьбы, которые можно преодолеть с помощью применения специального клея - герметика.
Неисправности в ведущем валу делителя:
на ведущем валу, в результате плохой синхронизации движения, могут появиться трещины, и даже обломы.
на шлицах ведущего вала возможно крашение посадочных мест под шлицы и смятие самих шлицев.
Дефекты вторичного вала:
на вторичном валу могут появиться изломы и трещины;
повышенное изнашивание наружной поверхности шеек втулок, в частности, у втулки на шестерне четвертой передачи, а также у втулки на шестерне заднего хода;
возможно изнашивание шейки под передний роликовый подшипник, под роликовый подшипник шестерни третьей передачи, а также задний шариковый подшипник;
повышенная изношенность шлицевой части вала на месте крепления фланца кардана, муфты включения заднего хода и первой передачи, а также ступицы синхронизации между скоростями четыре – один и пятой скорости;
по мере эксплуатации появляется излишняя изнашиваемость резьбы под гайку, для закрепления фланца кардана.
Все дефекты валов могут ремонтироваться методом наплавления металла.
Дефекты шестеренок коробки передач представлены сколами, потертостями и повышенным износом зубов, которые восстанавливаются методом металлического наплавления.
Дефекты в конструкции синхронизатора второй, третьей, четвертой и пятой передач проявляются в следующем виде:
на каретке синхронизатора в процессе эксплуатации могут появиться трещины, сколы и даже обламывания;
с торца включения каретки часто происходит повышенная изнашиваемость и обламывание зубов каретки;
зубы и шлицы каретки подвергаются повышенной изнашиваемости по всей ширине;
возможно повышение изнашиваемости внутренней поверхности на конусном кольце, а также накатывание металла на поверхность этого конусного кольца.
Дефекты в синхронизаторе ремонту не подлежат, и все неисправные детали необходимо заменять новыми.