В задачу сцепления входит плавное подсоединение работающего двигателя к трансмиссии. При остановке транспортного средства, сцепление прерывает крутящий момент, который передается от двигателя к коробке передач. Такое же прерывание происходит при переключении скоростей автомобиля. Сцепление гасит значительные вибрации, которые передаются от вращающегося вала двигателя, из-за недостаточно точного расположения осей вращающихся деталей.
Сцепление состоит из маховика, выжимного подшипника и ведомого диска.
Сцепление располагается в ограниченном пространстве между двигателем и коробкой передач.
Международной корпорацией производителей запасных частей для автомобилей SACHS производятся нажимные диски сцепления XTend, в задачу которых входит компенсация изнашивания накладок сцепления, за счет давления пружины, которая установлена в диске сцепления. С помощью разжимающего действия пружины происходит уменьшение зазора между дисками сцепления. Чтобы обеспечить правильную работу нажимных дисков XTend, необходимо пользоваться специальным инструментом, с помощью которого производится правильное натяжение пружины.
Перед установкой ведомого диска сцепления, необходимо воспользоваться индикатором бокового биения, для того, чтобы величина биения бокового диска не превышала 0,5 мм.
Срок безаварийной службы сцепления напрямую зависит от стиля вождения автомобиля. Начало движения автомобиля с места на повышенной скорости и при высоких оборотах двигателя вызывает быстрое истирание накладок сцепления. Такой же эффект происходит при остановке автомобиля на горке, за счет пробуксовки работы сцепления. Частое многократное отсоединение и подсоединение сцепления за короткий период времени может вызвать перегревание дисков сцепления, что вызовет изменение физических характеристик дисков – диски «поведет».
Правильность разъединения сцепления проверяется выключением сцепления от двигателя на холостом ходу. Через три секунды необходимо включить заднюю скорость автомобиля, и если при этом не послышится посторонних шумов - значит, сцепление работает правильно. Если заднюю скорость включать немедленно, посторонние шумы будут хорошо слышны.
Проверка буксования сцепления определяется следующим образом – предварительно разогревается сцепление, для чего производится движение автомобиля при различных вариантах движения. Автомобиль останавливается с включенным двигателем на холостом ходу, вверх до упора поднимается ручка ручного тормоза и нажатием педали газа производится разгон двигателя до 2000 оборотов в минуту и, удерживая сцепление, включается самая высокая скорость автомобиля. После этого, необходимо резко отпустить педаль сцепления. Если двигатель мгновенно глохнет – значит, сцепление работает правильно, а если автомобиль проезжает некоторое расстояние – значит, сцепление буксует, и необходимо произвести его дополнительное регулирование. Такую процедуру проверки правильности работы сцепления нельзя производить несколько раз, так как при этом возможно заклинивание дисков сцепления.